Обеспечение непрерывной связи хокима с народом через его представителей – депутатов.

Согласно части второй статьи 103 Конституции Хоким области, района и города представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Таким образом данное положение Конституции устанавливает систему отчетности хокимов перед органами представительной власти на местах в лице Кенгашей народных депутатов.

Данный институт был введен в качестве дополнения к статье 103 Конституции Республики Узбекистан в 2014 году, в целях усиления контрольных функций представительных органов власти на местах, повышения ответственности хокимов в реализации задач социально-экономического развития страны.

Сущность данного института заключается в том, что это не просто выступление хокима перед Кенгашем народных депутатов, это обеспечение непрерывной связи хокима с народом через его представителей-депутатов.

Исходя из этого, в статье 103 Конституции установлено, что хоким области, района и города представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Механизм данной процедуры достаточно подробно регламентирован в Законе «О государственной власти на местах», согласно которому отчет хокима области, района, города заслушивается на заседании соответствующего Кенгаша народных депутатов, посвященном итогам социально-экономического развития области, района, города за предыдущий год и важнейшим приоритетным направлениям социально-экономической программы на текущий год. Данное заседание в областях и городе Ташкенте проводится не позднее десяти дней после проведения соответствующего заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан, а в районах и городах – не позднее десяти дней после проведения соответствующих заседаний в областях.

С учетом важности данного мероприятия закон устанавливает четкий порядок его проведения в соответствии которой для участия в заседании Кенгаша по отчету хокима приглашаются члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, избранные от соответствующих областей и города Ташкента, члены Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководители органов государственного управления, хокимы районов и городов, руководители структурных подразделений органов исполнительной власти области и города Ташкента. Кроме того, в рамках общественного контроля над деятельностью государственных органов, на заслушивание отчета хокима области, района, города могут приглашаться представители органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации, расположенных на соответствующей территории, и другие лица.

В целях реализации единой стратегии развития страны обсуждение отчета хокимов осуществляется с учетом оценок и задач, определенных на прошедших перед этим мероприятием заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также областных Кенгашей народных депутатов.

О политической важности института отчета хокима свидетельствует то, что посредством проведения данного мероприятия дается оценка эффективности деятельности хокима и органов исполнительной власти на местах. В частности по итогам обсуждения отчета хокима области, района, города принимается решение соответствующего Кенгаша народных депутатов, в котором дается комплексная оценка эффективности работы соответствующего хокима и органов исполнительной власти на местах, предусматриваются рекомендации и предложения по совершенствованию их работы, а также меры по обеспечению контроля за ходом реализации решения.

Реализации рассматриваемой конституционной нормы направлен Указ Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан». В Концепции административной реформы, принятой Указом Президента Республики Узбекистан, предусмотрена принципиально новая система оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством заслушивания их отчетов представительными органами власти. Качественно функционирующая система государственного управления на территориальном уровне способна обеспечить полноценную реализацию намеченных реформ, своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.


С.Алимухамедов

О.Исакджанов