Конституционные основы деятельности профсоюзов Узбекистана

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, профессиональные союзы выражают и защищают социально-экономические права и интересы работников (ст.59) (1).

Членство в профессиональных организациях добровольное. Правовой статус профессиональных союзов Узбекистана определяется Законом Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», Уставами и другими нормативно актами, в том числе коллективно-договорного характера.

Ст. 1 Закона «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» определяет профессиональный союз как общественное объединение граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности в производственной и непроизводственной сферах для защиты трудовых и иных социально-экономических прав и законных интересов своих членов. (2). Обращает на себя внимание положение закона о праве на объединение или вступление в профсоюзы всех категорий населения, занятых определенной трудовой деятельностью, включая учащихся и студентов. Кроме того, закон разрешает вступать в профсоюз и неработающим пенсионерам. При этом все, имеющие право на объединение или вступление в профсоюзы граждане объединены в одну категорию – работники. Таким образом, законом Республики Узбекистан “О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности” значительно расширен предмет нормы Конституции о деятельности профессиональных союзов Узбекистан.

В соответствии со своим Уставом, профессиональные союзы объединены в Федерацию профсоюзов Узбекистана, являются добровольными некоммерческими организациями работников, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах для защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов. (п.1.1) . (3). Федерация профсоюзов Узбекистана объединяет 14 отраслевых профсоюзов ,14 территориальных объединений профсоюзных организаций, свыше 37 тысяч первичных профсоюзных организаций, более 6 млн. 300 тысяч членов профсоюзов.

Высшим органом является курултай, который созывается раз в 5 лет. Надо отметить, что в условиях углубления социально-экономических реформ, государство отводит профсоюзам особую роль, путем привлечения профсоюзов к разработке и реализации ежегодных Государственных программ социальной направленности. Таким образом, государство признает профсоюзы своим социальным партнером в деле социальной защиты населения и построения гражданского общества. Профсоюзы признаны и мировым сообществом в качестве наиболее авторитетного и наиболее распространенного представителя работников.

Профессиональные союзы являются универсальным представителем работников. Универсальность их представительства проявляется в том, что профсоюзы осуществляют свою деятельность на всех уровнях (организация, отрасль, регион и т.д.) и участвуют во всех формах социального партнерства. Законодательство Республики Узбекистан определило их правовой статус в законе, который устанавливает комплекс профсоюзных прав и гарантии их осуществления. Основной формой взаимодействия профсоюзов с социальными партнерами являются коллективные переговоры. Результатом коллективных переговоров являются коллективные соглашения и коллективные договора. При этом от имени работников в указанных коллективно-договорных актах выступают профсоюзы. Интересы работников при этом никак не ущемляются. Гарантией их соблюдения являются, с одной стороны, статус профсоюза как добровольной общественной организации, имеющей целью представительство и защиту прав и интересов трудящихся, с другой стороны, использование механизмов непосредственной демократии (обсуждение проекта коллективного договора и соглашения в коллективах, утверждение коллективного договора на общем собрании (конференции)). Несмотря на то, что иное представительство не запрещено действующим законодательством, и о нем прямо указывается в Трудовом кодексе, как альтернатива профсоюзу, однако на практике оно не получила широкого распространения. А в силу развитости и массовости профсоюзного движения, законные права и интересы работников в коллективно-договорном процессе защищают именно профсоюзы. Профсоюзы, а равно их объединения и первичные профсоюзные организации являются носителями прав на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров, осуществление контроля за их выполнением (ст.46 и ст.56 ТК РУз) и реализует эти права на практике. Коллективно-договорные акты различаются по уровню заключения. Так, общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики на всей территории Республики Узбекистан устанавливает Генеральное соглашение. Оно заключается каждые три года между Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, Торгово-промышленной палатой и правительством Республики Узбекистан. Отраслевые соглашения заключаются между отраслевыми профсоюзами и соответствующими отраслевыми органами управления, территориальные соглашения заключаются между соответствующим профсоюзами и работодателями, а по предложению сторон и органами исполнительной власти на местах. На уровне предприятий заключаются только коллективные договора.

Необходимо отметить, что деятельность по установлению условий труда посредством механизма коллективно-договорного регулирования является основным направлением деятельности профсоюзов, обеспечивающим права работников на защиту своих интересов в сфере труда. Гарантии деятельности профсоюзов четко закреплены трудовым законодательством Республики Узбекистан. Так, действующее законодательство запрещает дискриминацию в связи с членством в профсоюзе. Нельзя оказывать давление на работника, заставляя его вступить в профсоюз или выйти из него. Согласно ст. 4 Закона

«О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», запрещается обуславливать прием на работу, продвижение по работе, а также прекращение трудового договора с работником принадлежностью к определенному профессиональному союзу, вступлением или выходом из него.

Кроме того, законодательство о профсоюзах содержит ряд норм, гарантирующих деятельность членов профсоюзов и связанных с запрещением преследований в какой-либо форме со стороны работодателя, наложение дисциплинарных наказаний, прекращение трудового договора, гарантированное предоставление прежней работы после окончания выборных полномочий на профсоюзной должности и т.д.

Главный научный сотрудник
Института мониторинга
действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан
к.ю.н., Г.Саттарова

(1) Конституция Республики Узбекистан - Т.:“Узбекистон”, 2003г.С.20

(2) Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» Новые законы Узбекистана. -Т.: “Адолат”, 1994. № 6. С.69

(3) Там же ...С.103