Правовые аспекты Конституционного обеспечения Китая в системе национальной безопасности страны
Девяткин Александр Валерьевич Начальник отдела организации научно-исследовательской деятельности Университета общественной безопасности РУ, д.ф.в.н. (PhD) доцент, полковник
Анализ законодательной базы Китая показал, что Конституция Китайской Народной Республики - является основным закон Китая. После провозглашения Китайской Народной Республики (далее - КНР) в 1949 году в стране четырежды сменялись Конституции. Последующие Конституции КНР принимались в 1954, 1975 и в 1978 годах. Четвёртая, действующая Конституция КНР была принята в 1982 году. В 1988, 1993, 1999, 2004 и 2018 годах в неё вносились изменения.
Конституция КНР послужила правовой основой для разработки новых законов и подзаконных актов, регламентирующих режим национальной автономии. К их числу в первую очередь относится Закон КНР «О территориальной национальной автономии» от 31 мая 1989 г. Он исходит из презумпции вхождения всех территорий национальной автономии в состав КНР и недопустимости выхода из нее. Закон запрещает всякие действия, направленные на подрыв национального единства страны и раскол между национальностями. Территории национальной автономии не образуют своих высших органов государственной власти и управления, а ограничиваются созданием органов самоуправления, ничем фактически не отличающихся от иных местных государственных органов КНР.
На основании положения об автономии осуществляется право данной территории на самоуправление, а также самостоятельное экономическое, социальное и культурное развитие. Конкретные условия развития той или иной территории должны учитываться при принятии вышестоящими государственными органами решений, касающихся данной административно-территориальной единицы. В случае игнорирования специфики национально-автономного образования его орган самоуправления правомочен приостановить исполнение акта вышестоящего государственного органа, но лишь с согласия последнего [1].
В местах компактного проживания национальных меньшинств образуются одна или несколько национальных территорий. В пределах одной территории национальной автономии могут образовываться другие подобные районы (население которых не осуществляет свою национальную автономию, не все из 55 официально зарегистрированных национальностей образовали на всей территории национальной автономии. Помимо этого, на них проживает 87 % национальностей, не принадлежащих к коренной китайской национальности, остальные 13 % рассеяны по различным провинциям Китая). Всего в КНР образовано 148 территорий национальной автономии, в том числе 5 крупных автономных районов, 30 автономных округов, 113 автономных уездов [2]. Национальная автономия включает право использования национального языка.
Действующее китайское законодательство вместе с тем не исключает возможности применения санкции против сепаратистских выступлений. Конституция КНР (п. 16 ст. 89) дает Госсовету правомочие введения чрезвычайного положения на отдельных территориях внутри автономных районов. Опираясь на это положение, Госсовет ввел чрезвычайное положение в Лхасе-центре Тибетского автономного района КНР (который требует независимости от Китая, и этот вопрос весьма остро стоит в настоящее время) для подавления открытого выступления сепаратистских элементов в начале 1989 г. и на протяжении всего 2008 г., а также в г. Урумчи - столице Синьцзян- Уйгурского автономного района КНР.
27 августа 2009 г. ВСНП КНР принял новый закон «О Народной вооруженной полиции», ставший очень эффективным инструментом для подавления массовых беспорядков, т.к. статья 15 данного закона разрешает войскам Народной вооруженной полиции Китая применять огнестрельное оружие. И как итог вновь принявшего нормативного правового акта - полное наведение правопорядка в сентябре 2009 г. в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Однако главное в регулировании межнациональных отношений определяется не установлением санкций, а организацией общественных сил для оказания помощи национальным районам в развитии экономики и культуры, принятием новых нормативных актов, направленных на осуществление установленных законом прав национальностей [3].
Принятие вышеуказанных современных нормативных актов КНР, позволило наладить системную эффективную работу правоохранительных органов и создать эффективный механизм функционирования государственного правового регулирования. Одновременно с этим, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития экономики Китая, особое значение уделяется Конституционному обеспечению государственного правового регулирования страны. При этом, развивая и модернизируя конституционное обеспечение основ государственного регулирования экономики, можно создать системный подход к совершенствованию и применению законодательства. На сегодняшний день, нормы, касающиеся государственного регулирования правовой сферы государства, оказались неполными и распыленными по многим законам. Отсутствие четко определенных конституционных принципов не способствует системному законодательному обеспечению и приводит к нестабильности законодательства. А это влечет за собой появление преград на пути экономического развития страны. Кроме того, результаты экономических и правовых реформ последних 20-ти лет показали неэффективность концепции «невмешательства государства в экономику» и необходимость расширения конституционной базы для разумного государственного регулирования экономических отношений [4].
Необходимо отметить, изучая опыт КНР, мы пришли к выводу, что в Китае, государство является центральным субъектом экономических отношений, и потому исполняет сложные задачи развития китайской политики и экономики. Как следствие, руководство страны должно выполнять самые разнообразные функции - создавать условия для стабильного и сбалансированного развития. В таких условиях государство, руководствуясь конституционным обеспечением основ государственного регулирования, упорядочивает политическое и экономическое развитие и осуществляет формирование мобильной эффективной системы.
Одной из основных целей освещения нами данной тематики, является исследование и анализ норм Конституции КНР, которые обеспечивают основы государственного регулирования основных сфер государства, в том числе экономики и национальной безопасности.
Необходимо отметить, что главный источник современного права Китая - Конституция КНР, состоящая из преамбулы и четырех глав. В Конституцию 1982 года неоднократно вносились поправки с целью создания конституционной базы для социалистической рыночной экономики, каждое внесение изменений отражает трансформацию подходов Коммунистической партии Китая (далее - КПК) многих правовых и экономических явлений [5].
Руководство КНР четко провело разграничение между политическим и хозяйственным управлением страной и экономикой. К специфике реформирования социалистической системы китайские ученые относят такие особенности, как эволюционность и конструктивность всех экономических преобразований; сохранение сильной политической власти, что дает возможность останавливать процессы развития теневой экономики, социальных потерь и социального расслоения [6].
Китайская смешанная экономика не является простым сосуществованием и параллельным развитием государственного и частного хозяйства. Согласно
ст. 11 Конституции КНР «личное хозяйство работающих городов и сельских районов является частью социалистической общественной экономики. Также на конституционном уровне закрепляется деятельность частного сектора экономики и предоставляется ему возможность развиваться в пределах, определенных законодательством. Все это стимулировало развитие многообразных экономических форм, таких как частное хозяйство, предприятия, сформированные на основе совместного китайского и зарубежного капитала, предприятия, работающие на принципах хозяйственного сотрудничества, организации, сформированные на основе исключительно иностранного капитала, о чем свидетельствует и ст. 18 Конституции КНР [7].
Осуществление политики строгой экономии, регулирование затрат, распределение потребления и накопления, забота об интересах коллектива и граждан, а также государственные интересы и улучшение культурного и материального уровня жизни общества на основе расширения производства также относятся к средствам государственного регулирования. С ростом масштабности и сложности рыночных преобразований значимость государства в организации и регулировании экономики постоянно растет. Это связано с несовершенством рыночного механизма, что обуславливает его неспособность успешно противостоять всем проблемам социально-экономического развития.
Проведенный анализ изложенного материала, свидетельствует о создании в КНР социалистической рыночной экономики, а также о мобильности формирующийся хозяйственной системы [8]. При этом, по мнению китайских экспертов - государство является важным агентом модернизации и инициатором преобразований.
С учетом вышеизложенного, прежде всего, необходимо прямо признать важность государственного регулирования в условиях рыночной экономики, что позволит управлять всем народнохозяйственным комплексом и должно обеспечить соотношение государственного регулирования и рыночной саморегуляции. Одновременно с этим, должна быть закреплена необходимость стратегического и прочего общегосударственного планирования развития экономики. Кроме того, конституционное обеспечение государственного регулирования экономики содействует ее стабильности, обеспечению стабильности экономического законодательства, возможности противостоять неблагоприятной международной конъюнктуре. В связи с чем, можно с уверенностью ответить, что определенные проблемные вопросы свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований в этой сфере. Особое внимание следует обратить на анализ правовых норм, обеспечивающих планирование хозяйственной деятельности, взаимодействие государственного регулирования, саморегуляции и адаптации опыта Китайской Народной Республики в Узбекистане с целью обеспечения устойчивого развития и регулирования основных сфер государства, в том числе и национальной безопасности.
Констатируя вышеизложенное, необходимо отметить, что конституционное обеспечение национальной безопасности является ключевым элементом правовой системы Китая. Анализ правовых аспектов, связанных с национальной безопасностью, позволяет лучше понять механизм функционирования государственной системы защиты, а также выявить направления для дальнейшего совершенствования правовой базы в этой области.
Список использованной литературы:
1. Газета «Женьминь жибао». 1988. 25 апреля / пер. А.Ю. Манцурова.
2. Сборник законодательных актов КНР (1974 - 1984 гг.). - Пекин, 1985. - С. 538 - 553.
3. Егоров К.А. Государственно-правовое регулирование межнациональных отношений и статуса национально автономных образований в КНР // Сов. государство и право. 1989. № 10. - С. 108.
4. Осипов А.К. Модели эффективного государственного управления
в зарубежных странах // К. Осипов, С.А. Осипов, А.И. Плотников // Наука Удмуртии. - 2014. - № 3. - С. 15.
5. Фомичев A.B. Этапы китайского «социалистического конституционализма» / A.B. Фомичев, Л.С. Фомичева // Россия в глобальном мире. - 2013. - № 2 (25). - С. 92.
6. Го Л. Китайская модель государственного регулирования экономики /
Л. Го // Экономика и управление. - 2015. - № 23. - С. 29¬33.
7. Калашникова И.В. Государственное регулирование экономики КНР / Калашникова И.В., Ли Ю. // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2013. - № 3 (30). - С. 215.
8. Штанько Г.С. Современные правовые доктрины Китая / Г.С. Штанько, Е.В. Епифанова // Очерки новейшей камералистики. - 2016. - № 2. - С. 216-217.