Конституционные гарантии нормотворческой деятельности органов государственной власти на местах
В статье 104 Конституции установлено, что хоким в пределах предоставленных ему полномочий принимает решения, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, а также должностными лицами и гражданами на соответствующей территории.
Особенность статей Конституции Республики Узбекистан, содержащихся в главе XXI («Основы государственной власти на местах») состоит в том, что они не только определяют основы системы государственной власти на местах, но и закрепляют правовой статус руководителей этих органов – хокимов. Так, изложенные в комментируемой статье Конституции положения, посвящены одному из важнейших элементов правового статуса хокима, а именно вопросам принятия им решений и их юридической силы. Важность нормотворческой деятельности хокимов определена тем, что на сегодняшний день правовая политика государства направлена на расширение их полномочий и, соответственно, ответственности в сфере социально-экономического развития регионов. Создание необходимых условий для реализации указанных положений Конституции на современном этапе модернизации государственного управления обусловили коренные изменения и преобразования в деятельности органов государственной власти на местах.
Так, совершенствование деятельности органов государственной власти и управления предусмотрено наряду с другими задачами в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. Кроме того, в Указе Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года, которым утверждена Концепция административной реформы в Республике Узбекистан, особо отмечено, что успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны требуют создания совершенно новой, эффективно и качественно функционирующей системы государственного управления, организации слаженной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах.
Исходя из этого, в Концепции административных реформ, основное внимание уделяется, прежде всего, вопросам поднятия на новый уровень управленческой способности, обеспечивающей осуществление реформ, мобилизацию имеющихся ресурсов.
В этой связи решения органов государственной власти на местах играют исключительно важную роль, как в системе средств государственного управления, так и в механизме правового регулирования. С правовыми актами органов государственной власти на местах связано осуществление практически всех функций местного государственного управления: прогнозирование, планирование, организация управления, контроль и т.д. Таким образом, нормотворческая деятельность местных органов исполнительной власти продолжает оставаться одним из инструментов правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления на местном уровне.
Правовой статус решений хокимов установлен в Законе «О нормативно-правовых актах» в новой редакции. В частности, в статье 14 данного Закона установлено, что органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты в виде решений. Вместе с тем, согласно данной статье решения органов государственной власти на местах принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также решений вышестоящих органов государственной власти на местах.
С учетом этого, можно выделить следующие признаки решений органов государственной власти на местах:
- особый характер этих решений, который заключается в том, что нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах имеют целью реализацию задач и функций государственного управления.
- направленность, нацеленность на регулирование общественных отношений в сфере местного государственного управления. Акты органов государственной власти на местах направлены на установление, изменение, приостановление, отмену правовых норм либо на возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений в сфере местного государственного управления.
- подзаконность, т.е. акты местных органов государственной власти издаются на основании и во исполнение Конституции, законов, Указов Президента Республики Узбекистан, постановлений Правительства, актов вышестоящих органов.
- точное следование соответствующим процедурам подготовки, принятия, подписания, регистрации, опубликования, вступления в силу, введения в действие актов управления, установленным соответствующими законодательными нормами.
Согласно статье 6 Закона «О государственной власти на местах» решения хокима вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте. Решения хокима, имеющие нормативно-правовой характер, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.
Необходимо отметить, что за прошедший период значительно модернизированы система и механизмы обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления. Поэтому одним из главных современных требований, предъявляемых к решениям хокимов, является доведение их до всеобщего сведения. Официальными источниками опубликования решений органов государственной власти на местах являются национальная база данных законодательства Республики Узбекистан, а также официальные издания данных органов.
Особого внимания заслуживает конституционное положение о том, что решения хокимов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории области, района, города предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Данное правило Конституции имеет большое значение, оно позволяет обеспечить претворение в жизнь осуществляемые в стране демократические реформы, создание отвечающую общемировым тенденциям развития системы государственного управления, действенных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, уровня удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти.
С.Алимухамедов