Укрепляются основы конституционного правосудия
Конституционные суды призваны надежно защищать права и свободы человека, обеспечивать эффективное функционирование системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти, верховенство и защиту Конституции.
По мнению отечественных и зарубежных экспертов, конституционное правосудие – важный качественный признак демократической государственности. Конституционное правосудие является высшей формой конституционного контроля, особым требованием, необходимым институтом современного демократического государства, который проявляется в качестве надежного залога обеспечения верховенства Конституции и создания в стране среды законности, гарантии прав и свобод человека.
Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Опубликованные в печати 1 июня текущего года Закон "О внесении изменений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 80, 93, 108 и 109)" и Конституционный закон "О Конституционном суде Республики Узбекистан" направлены на совершенствование конституционного правосудия в соответствии с современными требованиями. В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах осуществляются коренные реформы в судебно-правовой сфере, что требует также совершенствования деятельности Конституционного суда.
Конституционный закон "О Конституционном суде Республики Узбекистан" нацелен на повышение эффективности и авторитета, укрепление независимости Конституционного суда путем расширения его полномочий и дальнейшей демократизации порядка его формирования.
В законе нашли свое отражение такие новые принципы, как верховенство Конституции, состязательность и равноправие сторон. Суть и содержание каждого принципа раскрыты в отдельных статьях.
Так, принцип верховенства Конституции гласит, что Конституционный суд всей своей деятельностью призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Узбекистан, реализацию в актах законодательной и исполнительной власти конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и других норм Конституции Республики Узбекистан.
Как отметил Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев, сегодня сама жизнь требует от нас достижения важнейшей цели, определенной в нашей Конституции, – всестороннего обеспечения интересов человека. Поэтому особое внимание уделяется обеспечению в актах законодательной и исполнительной власти реализации конституционного принципа о приоритете прав и свобод человека.
Как показывает практика конституционных судов по всему миру, исходя из важной роли, занимаемой этими судами в жизни государства и общества, обеспечении сдержек и противовесов в системе государственной власти, политико-правовой значимости осуществляемых ими полномочий, к их судьям предъявляются более высокие требования по возрасту и квалификации, чем к судьям других судов.
В новом законе повышен возрастной ценз кандидата в судьи с 30 до 35 лет и закреплен предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Судьей Конституционного суда может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет из числа специалистов в области политики и права, обладающий высокими моральными качествами и необходимой квалификацией. В соответствии с законом, одно и то же лицо не может быть избрано судьей Конституционного суда более двух раз.
Внесены изменения в порядок избрания судей Конституционного суда. Если ранее судьи избирались Сенатом по представлению Президента в составе председателя, заместителя председателя и членов Конституционного суда, то согласно новому порядку судья Конституционного суда избирается по представлению Президента Сенатом из числа лиц, рекомендованных Высшим судейским советом.
Иной порядок, без участия Сената, действует при избрании председателя Конституционного суда и его заместителя. Они избираются из числа самих судей Конституционного суда, что еще более демократизировало данный процесс и соответствует международным стандартам.
Ранее судей Конституционного суда приводил к присяге Президент Республики Узбекистан, впредь присяга будет приноситься судьей на заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, на котором он избран. Таким образом, законом конкретизировано время приведения к присяге.
Новом законом определены полномочия председателя. Следует особо отметить, что председатель не имеет преимуществ перед другими судьями. Голос председательствующего считается определяющим только тогда, когда голоса при принятии решения разделяются поровну.
Ранее Конституционный суд был уполномочен на определение соответствия Конституции указов Президента нашей страны, теперь сюда относятся также постановления и распоряжения главы нашего государства. Суд наделен полномочием определять соответствие Конституции конституционных законов и законов о ратификации международных договоров до их подписания. Конституционный суд рассматривает обращение Верховного суда, инициированное судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле. Ежегодно Конституционный суд представляет палатам Олий Мажлиса и Президенту Республики Узбекистан информацию о состоянии конституционной законности в стране.
Как показывает практика работы конституционных судов в иностранных государствах, они осуществляют контроль ex-ante, то есть до подписания акта, и ex-post – после вступления акта в силу. Конституционный суд Узбекистана ранее осуществлял контроль только после вступления документа в силу. Теперь конституционные законы и законы о ратификации международных договоров будут проходить предварительный контроль.
В нашей стране высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства является Верховный суд, который имеет право осуществлять надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов и вносить соответствующие вопросы в Конституционный суд. В связи с этим в новом законе закреплена возможность обращения Верховного суда в Конституционный суд по вопросам, инициированным судами общей юрисдикции.
Всесторонне правильным решением стало введение нормы о том, что Конституционный суд ежегодно представляет палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан информацию о состоянии конституционной законности в стране. Эта информация будет способствовать повышению качества принимаемых Олий Мажлисом законов и осуществлению парламентского контроля за их исполнением, а также выполнению главой государства функции гаранта соблюдения Конституции.
Одной из важных особенностей нового закона стало внесение изменения в перечень субъектов, имеющих право вносить вопросы в Конституционный суд. Такое право получили Кабинет Министров и Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман).
Учитывая, что палаты Олий Мажлиса являются коллегиальными органами и уже включены в число субъектов, обладающих правом вносить вопросы наряду с группой депутатов Законодательной палаты и группой сенаторов (не менее одной четвертой части от их общего числа), Спикер Законодательной палаты и Председатель Сената исключены из числа субъектов, обладающих таким правом. Ранее право вносить вопросы имел председатель Верховного суда. Учитывая, что данный орган является коллегиальным, таким правом наделен Верховный суд в целом.
Законом определено, что финансирование деятельности Конституционного суда производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и предусматривается в нем отдельной строкой. Это также свидетельствует о важном месте данного суда в системе государственной власти и будет способствовать обеспечению его финансовой независимости.
Кроме того, основания для досрочного прекращения полномочий судьи Конституционного суда унифицированы с основаниями досрочного прекращения полномочий судей судов общей юрисдикции, закрепленными в Законе "О судах". Законом закреплен правовой статус аппарата Конституционного суда, научно-консультативного совета при Конституционном суде. Определено, что постановления, заключения и иные решения Конституционного суда публикуются в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте суда, перечислены официальные источники опубликования решений Конституционного суда. Определено также, что судьи Конституционного суда заседают в специальной форменной одежде, описание и образец которой утверждаются Сенатом.
В целом новый закон способствует повышению эффективности деятельности и авторитета Конституционного суда, создает условия для выведения на качественной новый уровень работы по обеспечению верховенства Конституции Республики Узбекистан.