Конституционные гарантии трудовых прав граждан

С обретением нашим государством независимости был поставлен курс на построение правового государства, где высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права, включая право на труд и свободный выбор работы.

Право на труд – это право, признанное международным сообществом. Впервые как одно из основных и важнейших прав человека на международном уровне право на труд было признано во Всеобщей декларации о правах человека 1948, а затем в ещё более расширенном виде – в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966). В них право на труд определяется, как право каждого человека иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он выбирает по своему желанию. Республика Узбекистан на сегодняшний день ратифицировала 14 конвенций МОТ, регулирующих те или иные вопросы в сфере труда.

Универсальность международных актов в области прав человека проявляется в том, что закрепляемые ими положения, как правило, находят свое отражение в нормах национального законодательства. Не стала исключением и Конституция Республики Узбекистан. Являясь полноправным членом мирового содружества, множества международных организаций, в частности Международной организации труда, Республика Узбекистан в преамбуле Конституции указала на приоритет общепризнанных норм международного права. При разработке Основного Закона Республики Узбекистан положения ст.23 Всеобщей Декларации прав человека о праве на труд, на свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы были включены в конституционные нормы.

Согласно ст.37 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Данные положения статьи нашли свое дальнейшее развитие и обеспечение в действующем Трудовом кодексе и таких законах Республики Узбекистан как «О занятости», «Об охране труда», «О социальной защищенности инвалидов», в соответствующих актах правительства, министерств

и ведомств. В указанные законодательные и нормативно-правовые акты по мере становления и развития социально-экономических отношений последовательно вносились необходимые изменения и дополнения, направленные на усиление трудовых гарантий населения и его отдельных групп (инвалиды, молодежь и т.п.), нуждающихся в дополнительной государственной помощи в трудоустройстве.

Так, изменения и дополнения в Трудовой кодекс, внесенные в последние годы, в основном касаются дополнительных гарантий по трудоустройству молодежи, окончившей образовательные учреждения.

Согласно действующему трудовому законодательству, каждому принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность.

В Трудовом кодексе закреплены государственные гарантии реализации права на труд, среди которых: свобода выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда; защита от незаконных отказов в приеме на работу и прекращения трудового договора; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве; обеспечение каждому равенства возможностей в получении профессии и работы, условиях труда и занятости, оплате труда, продвижения по службе; бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в местных органах по труду или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии.

Выбор места работы осуществляется путем прямого обращения к работодателю или через бесплатное посредничество органов по труду, которое еще называется содействием в трудоустройстве. Оно оказывается территориальными Центрами содействия занятости, действующими в системе Министерства занятости и трудовых отношений. Следует отметить широкий спектр полномочий Центров содействия занятости в сфере трудоустройства, например, организация для незанятого населения, в первую очередь молодежи, женщин и инвалидов, профессионального обучения и переподготовки, оказания им содействия в трудоустройстве, обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства в области труда и занятости и т.д.

Особое внимание обращается на трудоустройство отдельных категорий населения, которые в силу каких-то причин испытывают затруднения в поиске работы и нуждаются в дополнительном государственном содействии. Их трудоустройство регулируется специальным положением, согласно которому для указанной категории в организациях резервируются рабочие места. Резервирование осуществляется ежегодно органами государственной власти на местах на всех предприятиях и организациях, где работает больше 20 человек. При этом для трудоустройства инвалидов устанавливается и резервируется минимальное количество рабочих мест в размере не менее 3 процентов от численности работников. Суммарное количество резервируемых рабочих мест в соответствии с решением органа государственной власти на местах не может устанавливаться свыше 7 процентов от среднесписочной численности работников организации. Отказ организации в трудоустройстве на зарезервированное рабочее место по направлению органов по труду влечет ответственность, установленную законодательством.

В настоящее время в республике действует Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, принятая Указом Президента Республики Узбекистан, где в рамках приоритетного направления развития социальной сферы определены задачи последовательного повышения реальных доходов и занятости населения. Для реализации указанных задач наряду с другими определена необходимость создания условий трудоспособному населению для полной реализации их трудовой и предпринимательской активности, повышение качества рабочей силы, расширение системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, нуждающихся в трудоустройстве. Для реализации этих задач была принята Государственная программа, в которой помимо создания новых рабочих мест и обучения новым специальностям и профессиям, предусмотрено широкое привлечение населения к предпринимательской деятельности, в том числе к индивидуальному предпринимательству путем льготного кредитования, развитие самозанятости в личных подсобных и дехканских хозяйствах, ремесленничестве и семейном предпринимательстве, что будет способствовать трудоустройству преимущественно женщин, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения.

Таким образом, конституционные положения о праве на труд определяют основные принципы государственной политики в сфере труда

и занятости, выражающуюся в законодательном закреплении свободного выбора занятости всем гражданам наряду с добровольностью труда, предоставлением социальных гарантий в сфере занятости и обеспечением защиты населения от безработицы, поддержанием и поощрением трудовой и предпринимательской инициативы людей, содействием развитию их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему достойные условия труда и жизни.

Главный научный сотрудник
Института мониторинга
действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан
к.ю.н., Г.Саттарова

Интересные факты
Конституция Объединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии состоит из 300 законных актов, то есть нет единого документа, являющегося основным законом страны.