ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
Бахриддин Гиясов Доцент Университета общественной безопасности, PhD
Согласно Конституции Республики Узбекистан каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, репутацию, вмешательства в его личную жизнь, а также право на неприкосновенность своего жилища. Нормы о том, что никто не может проникать в чье-либо жилище, обыскивать или осматривать его, разглашать тайну переписки и телефонных разговоров, кроме случаев и процедур, предусмотренных законом, являются нормами, направленными на полное обеспечение прав и свобод личности.
Честь человека понимается как морально-нравственная оценка, которую человек дает другим людям по отношению к своему поведению.
Уважение – это внутренняя самооценка человека на основе его места в обществе, личностных особенностей, способностей, мировоззрения.
Положения Конституции служат защите и уважению чести и достоинств человека, прав личной собственности, частной жизни и жилища. Честь и достоинство – качество, уникальное для человека, это неотъемлемое и неотчуждаемое право, которое человек приобретает от рождения, то есть это один из нематериальных богаств, характеризующих духовный мир человека.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и достоинство. Декларация прав на защиту чести и достоинства человека в нашей стране означает, что правовая система Республики Узбекистан признала международные стандарты в области прав человека.
Положения, аналогичные этой новой норме, предусмотрены в статье 12 Всеобщей Декларации прав человека, согласно которой никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его частную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайны его переписки или его честь и достоинство, и что каждый человек должен быть свободен от такого вмешательства или агрессии, признанного имеющим право на защиту законом.
Также в статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах отмечено, что никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его частную и семейную жизнь, а также незаконному унижению, оскорблению чести и достоинства, что каждый свободен от такого же вмешательства или агрессии, что каждый имеет право на защиту законом. Следовательно, данные конституционные нормы являются логическим продолжением международных норм.
Согласно статье 100 Гражданского кодекса Республики Узбекистан гражданин имеет право требовать отказа в предоставлении информации, причиняющей вред его чести, достоинству или деловой репутации/порочащей его честь, достоинство и деловую репутацию, при условии, что лицо, распространившее такую информацию, не сможет доказать ее достоверность.
Исходя из этого, для удовлетворения гражданином требования о защите его чести и достоинства в сведениях, причинивших вред его чести, достоинству или деловой репутации, должны иметь место следующие обстоятельства:
во-первых, если его репутация действительно была испорчена;
во-вторых, если информация окажется ложной;
в-третьих, если информация действительно была распространена.
Кроме отрицания данной информации, гражданин, честь и достоинство которого были задеты, может потребовать возмещения вреда и морального ущерба, причиненных ему в результате ее распространения. Закон квалифицирует действия по умышленному оскорблению чести и достоинства граждан как административное правонарушение или преступление. В таких случаях виновный должен быть привлечен к административной или уголовной ответственности за клевету или оскорбление.
Если действия, причиняющие вред чести, достоинству или деловой репутации личности, повторяются и после применения административной меры, основанием для применения этого действия является уголовное наказание. Данная статья обеспечивает право каждого на защиту от вмешательства в его частную жизнь, правовое усиление защиты частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни является субъективным личным неимущественным правом гражданина. Такие правовые нормы определяют предотвращение вмешательства в частную жизнь членов общества иными способами, чем предусмотренные законом.
31 августа 1995 года Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН 10 декабря 1984 года.
За последние годы в нашей стране принят ряд законов, направленных на надежную защиту прав и свобод человека, уважение его чести и достоинства, а также предотвращение действий, связанных с пытками, и усиление ответственности. В связи с этим, исходя из общественной опасности пыток, Законом от 4 апреля 2018 года внесены изменения в статью 235 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, усовершенствованы нормы ответственности за пытки и ужесточены меры наказания. Эти изменения сыграли важную роль в дальнейшем обеспечении прав личности и защите интересов правосудия.
Республика Узбекистан выбрала модель «Омбудсмен+» для создания национального превентивного механизма по предотвращению пыток. Это было отмечено на 68-й сессии Комитета ООН против пыток, состоявшейся 11 ноября и проходившей до 6 декабря 2019 года в связи с представлением 5-го периодического доклада Республики Узбекистан о выполнении Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.
Закон “Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмене)” Республики Узбекистан был дополнен статьей 209 «Деятельность Уполномоченного по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», где Уполномоченному предоставлены широкие полномочия. В частности, Уполномоченный принимает меры по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем регулярных посещений мест содержания под стражей. Согласно закону для обеспечения деятельности Уполномоченного образуется Секретариат, а в его структуре - сектор по содействию деятельности Уполномоченного по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Расширение полномочий Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмене) Республики Узбекистан в этом отношении можно рассматривать как подготовку к подписанию факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. Подписание этого протокола позволит контролировать учреждения с ограниченной личной свободой не только национальными организациями, но и независимыми международными организациями (Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета ООН против пыток).
Расширение полномочий Омбудсмена по предупреждению пыток, систематическое проведение «мониторинговых посещений» следственных изоляторов и тюрем совместно с представителями общественности, определение необходимых мер по предупреждению пыток Палатами Олий Мажлиса, совершенствование превентивных механизмов по предотвращению пыток в нашей стране, усиление общественного контроля в этом отношении служит прочной гарантией защиты прав человека.
В связи с этим большое значение в реализации этих задач имеет Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-5163 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток» от 26 июня 2021 года.
Статья 26 обновленной Конституции Республики Узбекистан рассматривает проведение медицинских или научных экспериментов без согласия человека как посягательство на честь и достоинство человека. Поэтому не допускается проведение экспериментов над кем бы то ни было, независимо от того, кем они являются, в качестве объекта научных исследований или с какой-либо иной целью. В Республике Узбекистан не допускается эвтаназия (право на смерть), то есть неизлечимо больным людям запрещено самостоятельно решать свою жизнь.