Ценностно-гуманистическое обоснование прав человека в обновленной Конституции Узбекистана

Мухитдинова Фирюза Абдурашидовна - доктор юридических наук, профессор Ташкентского государственного юридического университета

В последние годы в современном Узбекистане все проводимые реформы служат на благо народа, и идет активный процесс поиска приоритетов общественного развития, главное место среди которых по праву должен занять человек. Опорой человеческой личности, ее глубинной внутренней ценностью является достоинство. По девизом "В Новом Узбекистане – достоинство человека, интересы народа – наивысшая ценность" цель проводимых реформ. Это величайшее благо составляет основу независимости и свободы, гордости и чести, влияет на становление и постоянное развитие личности. Достоинство - источник прав человека, свидетельство уровня культуры общества.

Гуманистическая идея ценности человеческой личности, ее достоинства является основой концепции конституционного строя Узбекистана. Новая Конституция Узбекистана вобрала в себя самые современные демократические ценности, результаты глубокого анализа международной практики конституционного строительства развитых демократических государств. Конституция Узбекистана провозглашает: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.» (ст. 13), «Честь и достоинство человека неприкосновенны. Ничто не может быть основанием для их умаления.

Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию.Никто не может быть подвергнут медицинским и научным опытам без его согласия.» (ст. 26). В соответствии со Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022−2026 годы нашей приоритетной задачей является углубление коренных реформ с закреплением достигнутых успехов, выдвижение на первый план обеспечения прав и интересов человека, его чести и достоинства.

Сегодня в Новом Узбекистане осуществляются масштабные реформы и преобразования, в том числе в сфере обеспечения прав и свобод человека, уважения чести и достоинства личности. Их результаты можно увидеть в достигнутых за последние годы высоких рубежах, повышении благосостояния народа, росте авторитета страны на мировой арене.

Практическое проявление гуманной политики государства видно на примере обновлений не только в сфере защиты прав и свобод человека, но и в других отраслях. Реформы и демократические преобразования, реализуемые в государственном строительстве, в общественно-политической, социально-экономической и гуманитарной сферах, рост благосостояния и качества жизни населения служат обеспечению прав и интересов человека на высоком уровне.
Законодательство Узбекистана сделало значительный шаг вперед от многовекового неприятия прав человека как реальной самостоятельной ценности, как естественных и неотъемлемых к их признанию и нормативному закреплению в наивысшем конституционном порядке.

На современном этапе развития современный Узбекистан происходит формирование новых общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского общества, правового государства, совершенствуется механизм реализации прав и свобод. Происходящие трансформационные процессы обусловливают необходимость переосмысления многих устоявшихся правовых явлений и ценностей. Важность обращения к нравственно-правовым и политическим свойствам личности подтверждается тем, что именно они могут выступать в качестве одного из важнейших критериев в обосновании характеристики правовой политики. Сказанное в полной мере относится и к категории «достоинство личности».

Признание достоинства человека и его защита является очень актуальной проблемой, темой дискуссии сегодня, а также изученность социальной и юридической природы достоинства личности имеет огромное значение.

Целью нашей статьи заключается в глубоком общетеоретическом ценностно-правовом анализе идеи достоинства человека как исходном нравственном начале права и правовой системы, и его истоки развития.

Как нам известно, достоинство — самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория, характеристика человека со стороны его внутренней ценности, соответствия своему предназначению, основа для формирования правосознания и обретения претензий на материальные и нематериальные права.
Так как в истории государства и права зарубежных стран началом концепции прав человека можно проследить в древних цивилизациях, таких как Месопотамия, Египет и Индия. В Вавилонском царстве Законы Хаммурапи (XVIII век до н.э.) регулировали социальные и экономические отношения, обеспечивая определенную степень защиты для различных слоев общества. Хотя эти законы не предусматривали равенства всех перед законом, они закладывали основы для правовой защиты индивидов.

В античной Греции и Риме зародились идеи естественного права, которые стали основой для развития прав человека. Философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, рассуждали о правах и обязанностях граждан. В Римской империи понятие jus naturale (естественное право) влияло на римское право, обеспечивая защиту гражданских прав и свобод. Логическим продолжением стал средние века значимым документом этого периода является Великая хартия вольностей 1215 года, которая ограничивала власть короля Англии и защищала права баронов и свободных людей. Этот документ стал предшественником конституционных прав и свобод. В эпоха Просвещения (XVII-XVIII века) стала переломным моментом в развитии прав человека. Философы, такие как Джон Локк, Монтескье и Вольтер, продвигали идеи свободы, равенства и прав человека. Важнейшими документами этого периода являются Декларация независимости США (1776) и Декларация прав человека и гражданина (1789) во Франции, которые провозгласили права на жизнь, свободу и стремление к счастью.

XIX век
В XIX веке идеи прав человека получили дальнейшее развитие благодаря борьбе за отмену рабства и расширение избирательных прав. Конституции многих стран стали включать положения о правах и свободах граждан. В этот период также зарождаются первые международные договоры, направленные на защиту прав человека.

XX век и современность
XX век стал временем значительного прогресса в области прав человека. После Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, которая приняла Всеобщую декларацию прав человека (1948). Эта декларация стала основополагающим документом, признающим права и свободы каждого человека независимо от расы, пола, религии и национальности.

Международные договоры и институты
В последующие десятилетия были разработаны и приняты многочисленные международные договоры и конвенции, такие как Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и Конвенция о правах ребенка (1989). Были созданы международные органы, такие как Европейский суд по правам человека и Международный уголовный суд, которые обеспечивают соблюдение и защиту прав человека на глобальном уровне.

Если сравнительно проанализировать состояние прав человека в мире то, мировая ситуация с правами человека значительно варьируется от страны к стране. Рассмотрим несколько региональных примеров. Например, европейские страны, особенно члены Европейского союза, демонстрируют высокий уровень соблюдения прав человека. В странах Европейского союза действуют сильные институты, направленные на защиту прав человека, такие как Европейский суд по правам человека. Однако даже здесь существуют проблемы, связанные с миграционным кризисом и ростом популизма.

Если посмотреть в США права человека защищены конституцией и рядом федеральных законов. Тем не менее, страна сталкивается с серьезными вызовами, такими как системный расизм, полицейская жестокость и дискриминация меньшинств. Американские ценности — это идеи и действия, важные для людей в Соединенных Штатах. В каждой стране есть ценности, которые помогают формировать образ жизни в данной стране и ее законы. У отдельных людей есть свои собственные ценности, которые могут отличаться. В американской Декларации независимости говорится, что «все люди созданы равными». Данная цитата лежит в основе равенства в Америке. Это повлияло на отношение к мужчинам и женщинам в Соединенных Штатах. В США все люди должны получать равное обращение и равные возможности. Американцы ценят неприкосновенность частной жизни и личное пространство. Американцы любят посвящать время себе вдали от других людей. Они могут быть скрытными в отношении некоторых тем, таких как возраст, зарплата или место проживания. Только к человеку как разумному, свободно следующему долгу и доброй воле, применяется понятие достоинства. Именно «..долг человека перед самим собой состоит здесь в запрещении лишать преимущества морального существа, заключающегося в том, чтобы поступать согласно принципам, т.е. в запрещении лишать себя внутренней свободы и тем самым делаться игрушкой одних лишь наклонностей, стало быть, вещью».

Содержание понятия человеческого достоинства, сформировавшееся в исторических концепциях, вошло в социально-политическую и юридическую практику современного общества, одновременно обострив дискуссию, включающую в себя как прежний круг вопросов, так и целый комплекс новых проблем, касающихся содержательных характеристик этой категории.

Но что может являться общим основанием достоинства человека с учетом различий, существующих в многообразных культурных, социальных и этических системах?
Существует некоторый научный консенсус относительно того, что достоинство понимается как качество человеческой личности, которое проявляется в его самоуважении и самоценности, и которое признается ценностью со стороны других. Принципом, обеспечивающим признание за каждым человеком права на личное достоинство, является принцип эгалитаризма, действие которого распространяется не только на социально-политическое пространство, но и на генетическую природу человека. Обеспечение социально-политического, этнического и культурно-цивилизационного равенства в политика правовых учениях мыслителей Востока как Фараби, Бируни, Амира Тимура, Алишера Наваи и их мысли подкрепляется тезисом о генетическом равенстве людей. Выдающийся ученый энциклопедист Фараби считал хороший нрав и сила ума, оба вместе, являются человеческим достоинством в том смысле, что добродетель каждой вещи состоит в превосходстве и совершенстве в ней самой и в ее действиях. Если они оба [хороший нрав и сила ума] имеют место, то мы получаем превосходство и совершенство в нас самих и в наших действиях, и благодаря им обоим мы становимся благородными, благими и добродетельными: наш образ жизни становится добродетельным, а наше поведение — похвальным. Человек считает он изучает все вещи, благодаря которым достигает этого совершенства или из которых извлекает он пользу при достижении его — а это блага, добродетели, добрые дела — и отличает их от вещей, которые мешают ему в достижении этого совершенства — а это зло, несовершенства и дурные дела…. Мысли о человеческом совершенстве, о том как оно достигается, о важности такого достижения пронизывают многие работы мыслителя. Абу Райхон Мухаммад ибн Ахмад Беруни великий ученый энциклопедист, мыслитель и гуманист. Наследие выдающегося ученого Беруни представляется огромной сокровищницей, в которой находятся ценные идеи о гуманизме. Чем больше знакомимся с произведениями ученого - энциклопедиста, Бируни, тем больше понимаем величие его духовного наследия. В работах Беруни прослеживается концепция гуманистического воспитания, идеи воспитания в людях высоко-нравственных черт, будучи уверенным, что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знаний в обществе и упорного труда. Достижение знаний он считает большим и упорным трудом, требующим сил, времени и терпения. Знания, по мнению Беруни, облагораживают человека, делают его добрым и разумным. Кроме чистоты знания», ничего нет. Совершенства можно достичь в процессе повсеместного внедрения высоких интеллектуальных и нравственных норм, воспитываемых при помощи науки, но «достижение спасения через знание возможно только при воздержании от зла.

Известно, что на формирование идей гуманистической культуры огромное воздействие оказало творчество и научная деятельность крупнейшего просветителя Востока Алишера Навои. В представлении Навои человек – самое высшее, благородное существо в мире, а ребенок – это светило, которое освещает дом, приносит радость в семью. Мало любить собственных детей, человек обязан любить всех детей – поколение будущего, Цель воспитания – подготовка подрастающего поколения к дальнейшей созидательной жизни, что невозможно без хорошего образования, овладения лучшими человеческими качествами и борьбы за счастье народа. он пламенно призывал молодежь к изучению науки и развитию интеллекта. «Знание и мудрость – украшение человека». Трудолюбие самое ценное качество настоящего человека. Труд, украшает человека, благодаря труду человек совершенствуется и достигает определенных высот. Вся история общества, материальной и духовной культуры человека представляет собой процесс становления, развертывания и обогащения понятия достоинства. Сравнительный анализ показывает, что, идея уважения достоинства человека составляет стержневую основу системы ценностей, которые позволяют ей полно и всесторонне раскрыться и выразиться в своей сути и содержании. Достоинство как смыслообразующая нравственно-правовая ценность придает праву концептуальный характер, обеспечивает его единство и системность.

Справедливость, равенство, свобода, являющиеся моральными источниками права, могут рассматриваться как стандарт оценки процесса осуществления права только в соотношении с достоинством, занимающим в иерархии нравственно-правовых ценностей особое место. Ценностный смысл достоинства получает объективное общезначимое выражение в законодательстве.

Достоинство - сущностный элемент современной конституционной идеологии. Конституционное понимание природы достоинства человека отражает его нравственное и правовое содержание, позволяет определить данную конституционную ценность в качестве основного принципа устройства современного Узбекистана общества и государства.

Огромным шагом на пути создания основ Нового Узбекистана и третьего Ренессанса стали практические результаты мероприятий, предусмотренных Стратегией действий, а также воплощение принципа «Во имя чести и достоинства человека».

Народные приемные реально решают проблемы. И это действительно так. В свое время, чтобы решить какой-либо простой вопрос, приходилось бегать по инстанциям от чиновников одного госоргана до работников иных ведомств. Надо признать, что Президент Шавкат Мирзиёев решил эту задачу эффективным и оригинальным способом. Была создана Виртуальная приемная Премьер-министра Республики Узбекистан, а позднее Народные приемные Президента. Глава государства и другие руководители начали вести открытый диалог с населением в регионах. Это кардинально изменило сознание и укрепило дух народа. Ибо через Виртуальные и Народные приемные, а также на живых встречах граждане напрямую доводили до руководства страны свои проблемы, которые стали быстро решаться на местах.

Выводы
Сравнительный анализ показывает, что Узбекистан достиг определенных успехов в улучшении ситуации с правами человека. В то время как некоторые регионы мира демонстрируют высокий уровень защиты прав человека, другие продолжают бороться с систематическими нарушениями.

Рекомендации:
1. Усиление правоприменительных механизмов: Укрепление независимости судебной системы и обеспечение надзора за соблюдением прав человека.
2. Содействие свободе слова и прессы: Обеспечение условий для независимой журналистики и свободного выражения мнений.
3. Борьба с пытками и жестоким обращением: Принятие мер по предотвращению пыток и жестокого обращения в местах лишения свободы, а также привлечение виновных к ответственности.
4. Продвижение гендерного равенства: Принятие мер по улучшению положения женщин в обществе, включая повышение их участия в политике и экономике.
Опыт других стран может служить важным ориентиром для дальнейшего улучшения ситуации с правами человека в Узбекистане. Комплексный подход, включающий законодательные реформы, экономические меры и социальные программы, необходим для достижения устойчивых результатов.

Использованная литература:

1. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.Батыра. – М.: Юристь, 1998. – 456 с.
2. История государства и права зарубежных стран. Учебник 4-издание. К.И.Батыра. –М.: Проспект. 2007. – 496 с.
3. United Nations. (2021). “Universal Periodic Review: Uzbekistan.”
4. Amnesty International. (2022). “Annual Report 2022: Uzbekistan.”
5. Freedom House. (2022). “Freedom in the World 2022: Uzbekistan.”
6. World Bank. (2020). “Poverty Reduction in Uzbekistan.”
7. UNICEF. (2021). “State of the World’s Children 2021: Uzbekistan.”
8. UN Women. (2020). “Gender Equality in Uzbekistan: Challenges and Progress.”
9. European Court of Human Rights. (2022). “Annual Report 2022.”
10. U.S. Department of State. (2021). “Country Reports on Human Rights Practices: United States.”
11. United Nations. (2022). “Human Rights Situation in the Middle East and North Africa.”