Создание путеводителя демократического развития Узбекистана
С обретением нашей страной независимости в 1991 году остро встал естественным образом вопрос разработки и принятия полноценной Конституции в соответствии с целями и задачами формирования новой государственности и демократического переустройства общества.
Отметим, что становление подлинного конституционализма в Узбекистане не следует связывать исключительно с принятием Основного закона в 1992 году. На самом деле, этот процесс начался до фактического обретения республикой государственной независимости – уже на первой сессии Верховного Совета Узбекистана XII созыва, состоявшейся в марте 1990 года, депутаты поставили вопрос о разработке новой конституции. На второй сессии 20 июня 1990 года была принята «Декларация о суверенитете» и создана Конституционная комиссия. Принятие данного документа повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни Узбекистана, в организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих совершенного и целостного конституционно-правового решения.
Необходимость принятия нового основного закона была осознана подавляющим большинством населения Узбекистана. Концепция и содержание конституционной реформы постоянно обсуждались в средствах массовой информации, на заседаниях парламента и в ходе научных дискуссий. Разъяснение сущности и положений проекта новой конституции, обсуждение ее широкой общественностью проходило с участием органов самоуправления граждан, трудовых коллективов и специалистов в лице юристов, экономистов, политологов.
Первое заседание Конституционной комиссии состоялось 21 апреля 1991 года под председательством Президента республики Ислама Каримова. На встрече была создана рабочая группа по разработке проекта и вспомогательные (малые) группы, а также утвержден план работы комиссии. При разработке проекта основного закона комиссия опиралась на основополагающие международно-правовые акты, конституционное право развитых демократических стран, а также исторический опыт нашего народа.
Между тем, 31 августа 1991 года было реализовано неотъемлемое право узбекского народа - право на самоопределение, в результате чего республика мирным, парламентским путем обрела государственную независимость. Как отмечал в свое время первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, «начиная с первого дня независимости, с того момента, как приступили к возрождению национальной государственности, мы открыто провозгласили на весь мир наши цели и намерения: построить в Узбекистане правовое демократическое государство и гражданское общество».
2 июля 1992 года Олий Кенгаш уже независимой страны рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект основного закона уже качественно нового содержания и постановил вынести его на всенародное обсуждение. Таким образом, кроме общественного суждения, проект конституции прошел также и зарубежную экспертизу со стороны специалистов из развитых стран и международных организаций. Иностранные эксперты отметили демократичность и гуманность проекта документа, закрепившего основополагающие общечеловеческие ценности и демократические принципы в соответствии с передовыми международными стандартами.
Решением Конституционной комиссии от 26 сентября 1992 года проект был опубликован в средствах массовой информации для дальнейшего его обсуждения общественностью. Около двух с половиной месяцев документ перерабатывался с учетом замечаний и предложений граждан республики, а 21 ноября того же года он был вновь опубликован в печати. Таким образом, фактически публичное обсуждение проекта прошло в два этапа, что явилось первым подобным прецедентом в мировой истории, а его творцом стал весь народ Узбекистана.
Всего в ходе общественного обсуждения проекта конституции гражданами было внесено более шести тысяч предложений и рекомендаций. В письмах отмечались лаконичность и ясность текста документа, четкость его формулировок и одновременно давались ценные соображения по совершенствованию. В результате более чем 60 статей проекта были подвергнуты доработке и уточнению, из первоначального варианта были исключены 4 и включены несколько новых статей.
После активного обсуждения проекта (депутатами было внесено около 80 изменений, дополнений и уточнений) 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета была принята Конституция Республики Узбекистан.
Основной закон нашего независимого государства органично включил в себя основные принципы и нормы международного права, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, международных пактов по правам человека. Закреплен приоритет общепризнанных норм международного права над внутригосударственными.
Демократический характер Конституции Республики Узбекистан достаточно отчетливо просматривается в ее содержании. А структура основополагающего документа - последовательность разделов и их содержание - свидетельствует о конституционных приоритетах государственного и общественного строительства.
Хотя преамбула и не содержит правовых норм, она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части изложены принципиальные идеи, определяющие сущность и назначение Основного закона, из которых и вытекает его содержание.
Принятая в 1992 году Конституция Узбекистана позволила решить стоявшие перед обществом первоочередные задачи в критически важный переходный период.
Во-первых, ее принятие позволило начать и осуществить модернизацию всей правовой системы: качественное изменение законодательства на основе использования мирового опыта при сохранении традиций и преемственности в собственном развитии. Во-вторых, идеи, заложенные в Конституции, оказали глубокое воздействие на формирование нового правового мышления и культуры, признанию в общественном сознании демократических правовых ценностей и установок. В-третьих, в политико-правовом контексте этот документ стал рассматриваться в качестве юридического, узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, которые обусловливают лежащую в основе Конституции волю народа.
За прошедшие 25 лет со дня принятия Основного закона в Узбекистане, если можно так выразиться, успешно завершилось государственное и общественное строительство. Далее следует не менее важный период формирования демократической государственности – совершенствование системы госуправления в соответствии со все более возрастающими требованиями времени, изменениями в укладе жизни общества, политическим и социально-экономическим развитием. Эти факторы и обуславливают необходимость в совершенствовании положений Конституции, что и происходит в настоящее время.
(Материал подготовлен на основе информации Ташкентского государственного юридического университета)