Законотворчество — на научную основу

При парламенте будет создан Институт по изучению проблем законодательства с учетом передового международного опыта. Эта инициатива Президента Шавката Мирзиёева прозвучала на видеоселекторном совещании в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшемся 12 июля.

Новая структура будет вести научно-практическую, исследовательскую и информационно-аналитическую деятельность, содействовать разработке проектов законов.

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах определена задача по повышению роли и места парламента в системе органов государственной власти. Парламент призван обеспечить эффективную правовую основу всех намеченных преобразований. В Год диалога с народом и интересов человека непосредственное общение с жителями регионов стало важной частью контрольно-аналитической и законотворческой деятельности депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса. С начала года депутаты нижней палаты ежемесячно выезжают в районы страны и в течение 10—12 дней изучают реальное положение дел на местах. Подобный механизм, безусловно, значим в законотворческом процессе. С одной стороны депутаты воочию видят практическую реализацию принятых законов, проблемы и упущения.

Они учитываются в дальнейшей работе. К примеру, статья 223 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности устанавливала штраф за нарушение правил паспортной системы. Размер штрафа был достаточно высок для малообеспеченных граждан, и они не торопились исправить ситуацию. Депутаты тщательно изучили этот вопрос в ходе поездок в районы и инициировали внесение изменений в законодательство, направленных на снижение размера штрафа с уточнением его низшего предела.

Обнаружив проблему, депутатам необходимо осуществить техническую проработку законопроектов, изучить зарубежный опыт. Но не все депутаты в совершенстве знают правила юридической техники, в составе депутатского корпуса правоведов — 26 процентов. Поэтому создание при Олий Мажлисе Института по изучению проблем законодательства станет эффективным подспорьем, будет способствовать повышению качества законотворческой деятельности, усилению влияния принимаемых законов на ход общественно-политических, социально-экономических, судебно-правовых реформ.

Изучение зарубежного опыта показывает эффективное функционирование подобных институтов. Например, в Греции в структуре парламента функционируют Научно-экспертный совет, а также Департамент парламентских исследований. Отдел научной поддержки и координации парламентских вопросов в администрации парламента Австрии имеет сильную ориентацию на исследования и сотрудничает с рядом австрийских университетов и исследовательских групп. В Великобритании нет научно-исследовательских институтов, непосредственно подчиненных парламенту. Тем не менее он предоставляет ежегодный грант Институту истории парламента на соответствующие исследования, обращается к другим внешним научным учреждениям. В Испании в 1985 году создан Институт парламентского права в результате соглашения о сотрудничестве, подписанного между Конгрессом депутатов и Мадридским университетом Комплутенсе. А в Португалии в 1988 году Собрание республики подписало соглашение с португальскими государственными университетами с целью создания постоянной системы взаимного информирования и консультаций по вопросам, представляющим обоюдный интерес. При парламенте Финляндии (Эдускунты) действует институт международных отношений. Для осуществления научно-исследовательской деятельности и подготовки специалистов в интересах парламента администрация палаты депутатов Италии сотрудничает с университетами Неаполя, Пизы, Рима, Флоренции и с частными исследовательскими организациями.

Бюро исследований канцелярии Сейма Польши функционирует как научное учреждение, готовящее экспертные оценки по разным вопросам, рассматриваемым в Сейме или его органах.

Институт по изучению проблем законодательства поднимет на качественно новый уровень межпарламентские связи, будет способствовать совершенствованию законодательства на основе сотрудничества с научно-исследовательскими структурами представительных органов других стран. В текущем году в Законодательной палате было принято более 20 делегаций зарубежных стран, в частности, КНР, США, Германии, Грузии, Чехии, Японии, Республики Корея, России, Казахстана, Палестины. Создано пять групп по межпарламентскому сотрудничеству с Грузией, Казахстаном, Китайской Народной Республикой, Литовской Республикой и Государством Кувейт. Теперь их 16, что позволяет обмениваться опытом законотворческой, контрольно-аналитической, информационно-просветительской деятельности.

Кахрамон ЭРГАШЕВ,
депутат
Законодательной
палаты Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.

Интересные факты
Конституция Индии, в отличие от Американской, наоборот, считается самой большой и сложной конституцией в мире.