«Актуальные задачи в сфере укрепления судебно-правовых гарантий обеспечения личной неприкосновенности: опыт Узбекистана»

Цель конференции - дальнейшее совершенствование уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в свете успешной практики по предотвращению применения пыток.

26 октября 2018 г. состоялась международная конференция на тему: «Актуальные задачи в сфере укрепления судебно-правовых гарантий обеспечения личной неприкосновенности: опыт Узбекистана», организованная Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека совместно с Координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане, представительством Фонда им. Ф.Эберта в Узбекистане и ПРООН в Узбекистане.

Цель конференции - дальнейшее совершенствование уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в свете успешной практики по предотвращению применения пыток.

На конференции приняли участие представители Датского института против пыток (Дания), Института по правам человека Международной ассоциации юристов (Великобритания), Всемирной организации против пыток, а также депутаты Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса, представители правоохранительных и судебных органов, институтов гражданского общества, юридической научной общественности, образовательных учреждений, СМИ.

В ходе конференции участники обсудили вопросы имплементации международных стандартов по противодействию пыткам, обеспечения права на свободу от пыток в ходе судебно-следственной деятельности и в пенитенциарных учреждениях, вопросы обучения международным стандартам по эффективному расследованию применения пыток.

В ходе конференции отмечалось, что безусловным показателем правового государства является степень защищенности свободы и личной неприкосновенности, что позволяет определить основные ориентиры в политике государства.

Республика Узбекистан осуществляет последовательные и поэтапные меры по совершенствованию системы организации выполнения своих международных обязательств в сфере прав и свобод человека, в т.ч. в области создания необходимых организационно-правовых условий для недопущения и распространения пыток.

Присоединение Республики Узбекистан 31 августа 1995 года к Конвенции ООН против пыток подтвердило стремление государства к общепризнанным ценностям прав и свобод человека. Признание целого ряда международных стандартов по вопросам соблюдения прав лиц, заключенных под стражу, актуализировало вопросы приведения уголовно-исполнительной системы страны в соответствие с международными стандартами.

В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. в стране осуществляются меры по реформированию и либерализации уголовно-исполнительной системы Республики Узбекистан, направленные на обеспечение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Важным событием в реформировании судебно-правовой сферы стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» от 30 ноября 2017 года. Согласно Указа в Узбекистане строго запрещаются пытки, оказание физического, психологического давления и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении участников уголовного процесса либо их близких родственников, в рамках уголовных дел категорически запрещается использование любых данных, полученных незаконным путем, в частности, аудио- и видеоматериалов, вещественных доказательств.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием мер по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» от 4 апреля 2018 г. усилена ответственность за применение пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Согласно Уголовного кодекса «пытки” квалифицируется как «незаконное психическое, психологическое, физическое или иное давление на лицо, подвергнутое административному аресту, а также подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, свидетеля, потерпевшего, другого участника уголовного процесса либо их близких родственников путем угроз, нанесения ударов, побоев, истязаний, причинения мучений или иных незаконных действий, совершенное сотрудником правоохранительного или другого государственного органа либо по его подстрекательству или с его ведома либо с его молчаливого согласия иными лицами с целью получения от них или от третьего лица какой-либо информации, признаний в совершении преступления, их самовольного наказания за совершенное деяние либо принуждения их к совершению каких-либо действий».

В целях своевременного и беспристрастного расследования сообщений о пытках и других преступных действиях создана система народных приемных Президента в центре и на местах, Виртуальные приемные Президента и Премьер-министра, виртуальные приемные правоохранительных органов и иных государственных структур, Специальная служба Президента по вопросам защиты прав и свобод человека, ведущая мониторинг своевременности и эффективности рассмотрения жалоб граждан.

Указанные меры подтверждают приверженность Узбекистана по выполнению международных обязательств в области прав человека, проводимые в стране реформы будут способствовать дальнейшему совершенствованию системы защиты прав человека, созданию устойчивых традиций выполнения принятых на себя международных обязательств.

Интересные факты
В Конституции Бразилии есть специальная глава «Об индейцах», в которой за индейцами признается их социальная организация, обычаи и традиции, языки и верования, а также первоначальные права на земли, которые они традиционно занимают.