Принцип открытого судебного разбирательства

В соответствии со статьей 113 Конституции разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.

Под открытым разбирательством дел во всех судах подразумевается такое судебное заседание, при котором рассмотрение дел осуществляется в присутствии граждан, находящихся в судебном заседании, а также публикация материалов судебного процесса и его итогов в средствах массовой информации.

Право на открытое разбирательство дел в суде имеет каждый гражданин. Данное право отражено в статье 11 Всеобщей декларации прав человека, в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в других актах международного права.

Данный принцип закреплен в статье 7 (“Гласность судопроизводства”) Закона Республики Узбекистан “О судах”, который распространяется на все дела гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства..

Принцип открытого судебного разбирательства получил развитие в процессуальных законах, а именно:

в соответствии со статьей 274 Кодекса Об административной ответственности, дело об административном правонарушении рассматривается открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться в коллективах по месту работы, учебы или жительства правонарушителя;

статья 10 Гражданского процессуального кодекса также регламентирует, что разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственных секретов или коммерческой тайны.

Принцип открытого судебного разбирательства установлен также и в Хозяйственно-процессуальном (статья 8) и Уголовно-процессуальном (статья 19) кодексах Республики Узбекистан.

Данные меры способствуют открытости и гласности в деятельности судов, а также установлению над данными органами эффективного общественного контроля, что в конечном счете соответствует обеспечению прав и свобод всех сторон, участвующих в судебных процессах.

Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда в целях предотвращения разглашения сведений о частной жизни участвующих в деле лиц, а также обеспечения тайны усыновления и тайны переписки. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. Слушание дела в закрытом заседании суда ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Решение суда во всех случаях оглашается публично.

В целях соблюдения порядка в зале, суд вправе запретить отдельным лицам присутствовать в зале суда во время открытых заседаний, если это необходимо для поддержания порядка в зале судебного заседания.

Для расширения гласности в судебной деятельности суды могут в необходимых случаях уведомлять работников средств массовой информации, соответствующие общественные объединения и коллективы о предстоящих процессах, а также проводить их непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Принцип гласности при рассмотрении дел в судах является политически и практически важным. Принцип гласности при рассмотрении дел в судах способствует эффективному и широкому исполнению задач по обеспечению законопослушного поведения граждан и нетерпимости в отношении правонарушений, а также обеспечению постоянного общественного контроля над судами.

В докладе Президента Республики Узбекистан “Обеспечение верховенства закона и интересов человека – гарантия развития страны и благополучия народа” посвященном 24- летию принятия Конституции Республики Узбекистан было отмечено что: “В целях обеспечения открытости и гласности в работе правоохранительных органов мы наладим эффективное взаимодействие институтов гражданского общества, средств массовой информации и населения”[1].

Указом Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 года “О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан”, была утверждена дальнейшая демократизация и либерализация судебно-правовой системы, повышение эффективности деятельности судебных, правоохранительных и контролирующих органов, повышение доверия населения к правосудию.

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» ознаменовал переход государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень, определив следующие три основных приоритета:

1)обеспечение подлинной независимости судебной власти;

2)усиление гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;

3)повышение уровня доступа к правосудию.

Указ Президента Республики Узбекистан установил в числе важнейших задач судебных, правоохранительных и контролирующих органов,- обеспечение открытости и прозрачности деятельности, широкое применение эффективных механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и населением[2];

В целях обеспечения гласности и прозрачности деятельности гражданского суда, была разработана Система электронной судебной информации “Е-суд”. Основной задачей данной системы является повышение эффективности гражданского судопроизводства с помощью внедрения новейших систем информационных технологий, обеспечение прозрачности и гласности судебной деятельности, широких возможностей для защиты прав и законных интересов граждан, оказание интерактивных услуг в судебной деятельности.

Посредством системы электронного документооборота “E-Hujjat” внедренной в деятельность экономических судов была расширена возможность просмотра в режиме онлайн поступивших исков и обращений, список дел, объем нагрузки судов.

Национальная правовая система “Электронное правосудие” служит повышению роли и эффективности судебной власти, обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и предприниматалей.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года, государственная программа по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, предусматривает реализацию таких мер, как установление порядка автоматического распределения дел среди судей, внедрение в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий, порядок опубликования судебных актов[3].

Проведенные за годы независимости реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, надежной системы защиты прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия для жизни и реализации потенциала наших граждан.

Осуществление данных реформ будет способствовать совершенствованию в нашей стране системы открытости и гласности судебной деятельности, полной реализации прав человека на справедливое правосудие.


С.Абдуразаков

[1] Доклад Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан.

[2] Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева “О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан” от 21 октября 2016 года, газета “Народное Слово” 22.10.2016 год, №2309 (6644)

[3] Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года № УП-4947

Интересные факты
Конституция Индии, в отличие от Американской, наоборот, считается самой большой и сложной конституцией в мире.