Конституционные гарантии гендерного равенства

Одним из основных элементов конструкции принципа равенства человека является достижение полного равенства между мужчинами и женщинами во всех сферах общественной жизни.

Статья 46, признающая равноправие мужчин и женщин является полноценным отражением в Основном Законе положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью Йорк, 18 декабря 1979 года) . Статья 2 Конвенции обязывает государства-участники «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа» (1).

Реализация конституционного права, закрепленного в статье 46, является обязанностью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, правоохранительных и правоприменительных органов.

Механизмы реализация нормы статьи 46 Конституции нашли отражения в национальном законодательстве. Их можно рассматривать по следующим направлениям (сферам):

В общественно-политической сфере. В Законах «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» закреплены нормы, предусматривающие предоставление женщинам не менее 30-процентной квоты от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии, как в местные представительные органы, так и парламент. Также, в каждой политической партии созданы женские крылья, посредством которых осуществляется участие в реализации целевых программ, участие в решении проблем общественной жизни.

В этом направлении Указом Президента от 2 марта 1995 года «О мерах по повышению роли женщин в государственном и общественном строительстве Республики Узбекистан» была учреждена должность заместителя Премьер-министра. Установлено, что на нее назначается председатель Комитета женщин.

Также, в соответствии с Указом Главы государства от 25 мая 2004 г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» в структуру кенгашей органов самоуправления граждан (махаллей) введены должности консультантов по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания.

В сфере гражданских правоотношений. Статья 17 Гражданского кодекса Республики Узбекистан признает за всеми гражданами способность иметь гражданские права и обязанности (правоспособность). Содержание правоспособности заключается в следующих: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; иметь сбережения в банке; заниматься предпринимательством, дехканским (фермерским) хозяйством и другой не запрещенной законом деятельностью; пользоваться наемным трудом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; требовать возмещения вреда; избирать род занятий и местожительства; иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, изобретения и на иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, а также иметь другие имущественные и личные неимущественные права.

Указанные положения Гражданского кодекса соответствуют статье 6 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которое устанавливает, что в государстве должны быть приняты все надлежащие меры, главным образом законодательные, для обеспечения того, чтобы замужние и незамужние женщины имели равные с мужчинами права в области гражданского права, и в частности: a) право приобретения и наследования собственности, а также управления, пользования и распоряжения ею, включая собственность, приобретенную в период состояния в браке; б) право на равное право и дееспособность.

В сфере семейных правоотношений. Статья 2 Семейного кодекса устанавливает равноправие женщины и мужчины в семейных отношениях. Так, Семейный кодекс устанавливает заключение брака на основе принципа добровольности мужчины и женщины (ст.14), равенства личных и имущественных прав супругов (ст.19), разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (ст.21), выбор занятий, профессии и места жительства (ст.22). Также, Семейный кодекс устанавливает право каждого при вступлении в брак заключать брачный договор, который определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Однако, данное соглашение не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав, регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей и содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат нормам семейного законодательства (ст.31).

Вышеуказанные положения данного Кодекса соответствуют статье 16 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в котором государства-участники обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин: а) одинаковые права на вступление в брак; б) одинаковые права на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия и другие. Также, пункты 2-3 статьи 23 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.

В социальной сфере. В стране женщины наравне с мужчинами имеют равные права на получение образования, качественной медицинской помощи, социальную защиту. Право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на один год, т.е. по достижении пятидесяти четырех лет имеют женщины со стажем работы не менее двадцати лет, в случаях, предусмотренные Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Также, имеют государством обеспечивается равный доступ мужчин и женщин в сферу образования и науки.

В сфере трудовых правоотношений. Трудовой кодекс устанавливает равноправие мужчин и женщин в обладании и использовании трудовых прав. Определяет понятие дискриминации в трудовых отношениях, как «Установление каких-либо ограничений или предоставление преимуществ в области трудовых отношений в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда» (ст.6).

Вышеуказанные положения законов соответствуют статье 11 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которое устанавливает, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем, чтобы обеспечить равенство мужчин и женщин.

Сахипжамал Джолдасова,

Главный научный сотрудник ИМДЗ


(1) Республика Узбекистан присоединилась к данной Конвенции в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 6 мая 1995 года № 87-I. Вступила в силу для Республики Узбекистан с 18 августа 1995 года. www.lex.uz